Кабинет истории и методологии математики и механики. Сентябрь-декабрь 2021 г.

Методические материалы к лекциям (сентябрь-декабрь 2021 г.)

Общие методические рекомендации к курсам по истории и методологии математики и механики

Материалы к лекциям по истории и методологии математики

Материалы к лекциям по истории и методологии механики

Материалы к спецкурсу профессора Демидова С.С. и ст.н.с. Петровой С.С. по истории математического анализа

Материалы к спецкурсу Чиненовой В.Н. по истории механики в России

Материалы к семинарским занятиям по ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ для студентов факультета психологии МГУ

 

МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ ПО ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ МАТЕМАТИКИ для магистров 2 года (лектор -- Смирнова Г.С.)

Дополнительные консультации Смирновой Г.С. будут проходить он-лайн в Google Meet по ссылке https://meet.google.com/okd-tqzw-xrb  . О времени их проведения будет объявлено позже. Для того, чтобы воспользоваться этой ссылкой, Вы должны находиться в Google-аккаунте.

Дорогие магистры!

В этом году нам придется принимать зачет дистанционно.

Поэтому прошу постараться подготовить рефераты по классическим математическим сочинениям заранее. Я должна познакомиться с ними ДО зачета. Готова принимать их по электронной почте galina.smirnova@math.msu.ru в виде PDF-файлов (т.е. можно, если вы не умеете пользоваться ТеХом, набрать текст в Ворде и сохранить его как pdf-файл, или сфотографировать рукописный текст, а потом конвертировать изображение в pdf-файл).

Постарайтесь, пожалуйста, обратить серьезное внимание на то, чтобы в реферате наряду с цитированием классического сочинения все же присутствовали:

-- биографические сведения об авторе,

-- данные о первой публикации избранного сочинения и данные того издания, которым вы пользовались при написании реферата с указанием авторов перевода и комментариев,

-- список использованной литературы, оформленный по существующим правилам.

Особенно поощряется наличие собственных мыслей или идей, или точек зрения на рассматриваемое сочинение и его место в развитии математики.  Имейте также в виду, что проверка на плагиат будет проведена обязательно.

ЛИТЕРАТУРА (список использованных источников и литературы, а также библиографические сноски и примечания) помещается в конце работы (сразу за основным текстом) после слов «Литература», «Литература и примечания», «Источники и литература» и т.п.

Номер каждой ссылки на литературу, источник или примечание указывать в основном тексте в квадратных скобках: [2], [4–6], [5, с. 28]. Литературу/источники/примечания размещать в общем списке в порядке появления в тексте (а не по алфавиту).

Список литературы/источников/примечаний оформлять, следуя приведенным ниже образцам:

Для учебников и монографий:

1. Епифанов Г. В. Межхозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция: Учебное пособие. 2-е изд. М., 1999. 225 с.

2. Епифанов Г. В., Успенский В. А. Межхозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция: Учебное пособие. 2-е изд. М., 1999. 225 с.: ил.

Для сборников:

3. Развитие науки в Сибири: методология, историография, источниковедение / А. А. Иванов и др. / Отв. ред. В. Л. Соскин. Новосибирск: Наука, 1986. (Так оформлять сборники с 3 и более авторами).

4. Танасийчук В. Н. Подземные дворцы // Крутые снега: Записки горного туриста / Под ред. С. В. Дудке. М., 2000. С. 28–37.

5. Коулер Р. Менеджмент в науке в Рокфеллеровском фонде: Уоррен Уивер и программа фонда по молекулярной биологии // Вопросы истории естествознания и техники. 1996. №2. С. 48–85.

6. Koonin E. V. The Origin at 150: is a new evolutionary synthesis in sight? // Trends in Genetics. 2009. Vol. 25. №. 11. P. 473–475.

7. Об издании «Ученых Записок» Императорской академии наук // Ученые записки Императорской академии наук по первому и третьему отделениям. 1852. Т. 1, вып. 1. С. CXXXVIII–CXXXIX.

Для отдельных томов и др. из собраний сочинений:

8. Толстой Л. Н. Собр. соч. В 10 т. Т. 5. М., 1995. 535 с.

9. Толстой Л. Н. Письмо к С. А. Берс от 10.11.1898 // Собр. соч. В 10 т. М., 1995. Т. 5. С. 398.

Для архивных документов:

10. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 133. Д. 266. Л. 175–177.

Для электронных ресурсов:

11. История предприятия РУЭСП «Днепробугводпуть». [Электронный ресурс]. URL: https://www.dneprobug.by/about/history/ (дата обращения: 21.01.2020).

Берегите себя!

Список вопросов к зачету по истории математики

Список классических математических сочинений для реферирования

Список литературы по истории математики

Лекция от 6 сентября 2021 г.   https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya_1.pdf

Лекция от 13 сентября 2021 г. https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya_2.pdf

Лекция от 20 сентября 2021 г. https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya_3.pdf

Лекция от 27 сентября 2021 г. https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya_4_0.pdf

Лекция от 4 октября 2021 г.   https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya_6a.pdf

Лекция от 11 октября 2021 г. https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya_6b.pdf

 

 


МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ ПО ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ МЕХАНИКИ для магистров 2 года (лектор -- Чиненова В.Н.)

О дополнительных консультациях Чиненовой В.Н. для магистров–механиков 2-го г.обучения будет объявлено позже.

Список вопросов к зачету по истории механики в декабре 2020 г.

Список первоисточников и литературы по истории механики

При выставлении зачета учитывается реферат первоисточника, оформленный в соответствии с требованиями, указанными на лекциях.

Реферат должен в себя включать:

     1) рассказ об авторе;

     2) рассказ о книге (история создания, содержание, основные достижения) со ссылкой на источник;

     3) мотивация выбора раздела для конспектирования;

     4) содержание раздела;

     5) основные результаты, описанные в разделе (можно, например, посмотреть в учебнике, главные достижения автора первоисточника).

Лекция 1-2 от 13.09.21https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya_1-2-13-09-21.pdf

Лекция 3 от 20.09.21  https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya_3-_20-09-21_1.pdf

Лекция 4 от 27.09.21  https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya_4-_27-09-21.pdf

Лекция 5 от 4.10.21 https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya_5-4-10-2021.pdf

Лекция 6 от 11.10.21 https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya-_6_kopernik-kepler.pdf

 


 

МАТЕРИАЛЫ К СПЕЦКУРСУ проф. ДЕМИДОВА С.С. и ст.н.с. Петровой С.С. по ИСТОРИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Спецкурс проф.  С.С. Демидова и с.н.с. С.С. Петровой

История математического анализа в XVIIXX вв. Избранные главы:

из истории теории дифференциальных уравнений с частными производными.

Осенний семестр 2021 года.

Рождение и первые шаги дифференциального и интегрального исчисления в трудах И. Ньютона и Г.В. Лейбница обозначили начальный этап развития математического анализа. Серьёзным тормозом дальнейшему развитию анализа в трудах учёных XVIII-го века стало отсутствие ясных представлений о его основаниях: противоречивые взгляды на понятия бесконечно малой, дифференциала, суммы ряда, путаница в вопросах представления функции степенными и тригонометрическими рядами, отсутствие общепринятых определений основных рабочих понятий. Процесс постепенного прояснения оснований анализа происходил в ходе решения возникавших задач. Одной из таких задач стала проблема колебания струны – та самая, к изучению которой приступили ещё в глубокой древности пифагорейцы. По ходу её изучения, начиная с работ Ж. Даламбера и Л. Эйлера первой половины XVIII века, было выделено понятие классического решения уравнения с частными производными и начало формироваться представление об обобщённом решении (Б. Риман, Д. Гильберт), ставшее полноправным объектом теории уже в ХХ столетии (К. Фридрихс, С.Л. Соболев).  Этот процесс будет рассмотрен в неразрывной связи с усилиями по выработке ясных представлений об основаниях исчисления и по его построению на базе теории пределов (О. Коши) и дальнейшему развитию в направлении, заданном реформами, связанными с именем К. Вейерштрасса.

Особое внимание предполагается уделить истории геометрической теории уравнений (в частности, работам С. Ли и развитию его идей в ХХ столетии), эволюции взглядов на общую теорию уравнений (от её построения как геометрической теории до установившегося в ХХ веке взгляда на общую теорию как на теорию краевых задач для выделенных классов таких уравнений,  а также исследованиям по 19-й и 20-й проблемам Д. Гильберта, где выдающееся место принадлежит достижениям отечественных математиков (С.Н. Бернштейн, И.Г. Петровский, О.А. Ладыженская).

Курс будет читаться по средам в 17.00. Первая лекция состоится 29 сентября 2021 г.  по ссылке https://meet.google.com/yvt-mkxt-srm   

Лекция от 29 сентября 2021 г. https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya_1_0.pdf

Лекция от   6 октября 2021 г. https://math.msu.ru/sites/default/files/speckurs21-2.pdf

Лекция от 13 октября 2021 г. https://math.msu.ru/sites/default/files/speckurs21-3.pdf

 

 


МАТЕРИАЛЫ К СПЕЦКУРСУ ЧИНЕНОВОЙ В.Н. по ИСТОРИИ МЕХАНИКИ В РОССИИ

Развитие механики в России в XVIII – начале XX вв.

В спецкурсе освещаются основные направления развития механики в России к началу XVIII в., организация Петербургской академии наук, роль М.В. Ломоносова в организации университетов России. Анализируются труды ученых Петербургской и Московской школ механики. Рассмотрено появление и развитие новых научных направлений (аэро- и гидромеханика, теоретическая группа ЦАГИ, зарождение газовой динамики, теории машин и механизмов, теории упругости и т.д.) и возникновение научных школ.

В предлагаемом спецкурсе освещается развитие механики, как в области теоретических исследований, так и инженерной практики в их диалектическом взаимодействии. Дается общий обзор развития механических искусств и механики в России. Анализируется научное творчество в области механики М.В. Ломоносова, Л. Эйлера, М.В. Остроградского, П.Л. Чебышева, О.И. Сомова и других ученых, трудами которых была создана отечественная механика. Показан вклад в развитие механики ведущих ученых России Н.Е. Жуковского, С.А. Чаплыгина, А.М. Ляпунова, заложивших основы советских научных школ механики. Рассматриваются также некоторые вопросы приоритета отечественной науки. Таким образом, создается цельная картина становления и развития механики. При этом развитие механики освещается в ее взаимосвязи с иными научными и техническими направлениями.

При изложении факты истории механики и техники увязываются с фактами общей истории культуры. Рассматривается культурно-экономическая обстановка в России (начиная со второй половины VII века), реформы Петра I в области образования и просвещения науки, создание Петербургской Академии наук и Петербургского университета). Освещаются основные предпосылки создания Московского университета (М.В. Ломоносов, И.И. Шувалов), организация кафедры механики (Н.Д. Брашман, Ф.А. Слудский, В.Я. Цингер, А.Ю. Давидов), первых лабораторий и создание специальных кафедр. Показано появление и развитие новых научных направлений (аэро- и гидромеханика, теоретическая группа ЦАГИ, зарождение газовой динамики, теории машин и механизмов, теории упругости и т.д.) и возникновение научных школ.

Курс будет читаться по средам в 14.00. Первая лекция состоится в Zoom'е 22 сентября 2021 г. в 14.00 по ссылке https://us02web.zoom.us/j/89899624712?pwd=UW5Ta2E3RWJyNGltcm9pZFA3dlNEUT09 

Идентификатор конференции: 898 9962 4712. Код доступа: 599897.

Лекция 1  https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya_1._razvitie_mehaniki_v_rossii.pdf

Лекция 2  https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya_2._razvitie_mehaniki_v_rossii.pdf

Лекция 3 от 6.10.21 https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya3-razv_meh-06-10-21.pdf

Лекция 4 от 13.10.21https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya-4-mosk-un-t-13-10-21.pdf

 


МАТЕРИАЛЫ к семинарским занятиям ПО ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ для студентов факультета психологии (Смирнова Г.С.)

Дополнительные консультации Смирновой Г.С. будут проходить он-лайн в Google Meet по ссылке https://meet.google.com/okd-tqzw-xrb  . Для того, чтобы воспользоваться этой ссылкой, Вы должны находиться в Google-аккаунте.