Кабинет истории и методологии математики и механики. Сентябрь-декабрь 2024 г.


Методические материалы к лекциям (сентябрь-декабрь 2024 г.)

Общие методические рекомендации к курсам по истории и методологии математики и механики :

по истории и методологии математики -- https://math.msu.ru/node/1247#%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8

по истории и методологии механики -- https://math.msu.ru/node/1247#%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8

Материалы к лекциям по истории и методологии математики (лектор -- Смирнова Г.С.)

Зачет по истории математики для магистрантов 2 года обучения

Материалы к лекциям по истории и методологии механики (лектор -- Чиненова В.Н.)

Материалы к спецкурсу профессора Демидова С.С. из истории математики в России 

Материалы к спецкурсу Чиненовой В.Н. по истории механики в России

Материалы к семинарским занятиям по ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ для студентов факультета психологии МГУ

 

МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ ПО ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ МАТЕМАТИКИ для магистрантов 2 года (лектор -- Смирнова Г.С.)

Дорогие магистранты!

Для сдачи зачета по истории математики необходимо до 25 ноября 2024 г. написать и сдать мне на проверку рефераты по классическим математическим сочинениям. Я должна успеть познакомиться с ними ДО зачета, который будет проходить после 20 декабря. Готова принимать их по электронной почте galina.smirnova@math.msu.ru в виде PDF-файлов (т.е. можно, если вы не умеете пользоваться ТеХом, набрать текст в Ворде и сохранить его как pdf-файл, или сфотографировать рукописный текст, а потом конвертировать изображение в pdf-файл).

Постарайтесь, пожалуйста, обратить серьезное внимание на то, чтобы в реферате наряду с цитированием классического сочинения все же присутствовали:

-- биографические сведения об авторе,

-- данные о первой публикации избранного сочинения и данные того издания, которым вы пользовались при написании реферата с указанием авторов перевода и комментариев,

-- список использованной литературы, оформленный по существующим правилам (см. ниже).

Особенно поощряется наличие собственных мыслей или идей, или точек зрения на рассматриваемое сочинение и его место в развитии математики.  Имейте также в виду, что проверка на плагиат будет проведена обязательно.

ЛИТЕРАТУРА (список использованных источников и литературы, а также библиографические сноски и примечания) помещается в конце работы (сразу за основным текстом) после слов «Литература», «Литература и примечания», «Источники и литература» и т.п.

Номер каждой ссылки на литературу, источник или примечание указывать в основном тексте в квадратных скобках: [2], [4–6], [5, с. 28]. Литературу/источники/примечания размещать в общем списке в порядке появления в тексте (а не по алфавиту).

Список литературы/источников/примечаний оформлять, следуя приведенным ниже образцам:

Для учебников и монографий:

1. Епифанов Г. В. Межхозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция: Учебное пособие. 2-е изд. М., 1999. 225 с.

2. Епифанов Г. В., Успенский В. А. Межхозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция: Учебное пособие. 2-е изд. М., 1999. 225 с.: ил.

Для сборников:

3. Развитие науки в Сибири: методология, историография, источниковедение / А. А. Иванов и др. / Отв. ред. В. Л. Соскин. Новосибирск: Наука, 1986. (Так оформлять сборники с 3 и более авторами).

4. Танасийчук В. Н. Подземные дворцы // Крутые снега: Записки горного туриста / Под ред. С. В. Дудке. М., 2000. С. 28–37.

5. Коулер Р. Менеджмент в науке в Рокфеллеровском фонде: Уоррен Уивер и программа фонда по молекулярной биологии // Вопросы истории естествознания и техники. 1996. №2. С. 48–85.

6. Koonin E. V. The Origin at 150: is a new evolutionary synthesis in sight? // Trends in Genetics. 2009. Vol. 25. №. 11. P. 473–475.

7. Об издании «Ученых Записок» Императорской академии наук // Ученые записки Императорской академии наук по первому и третьему отделениям. 1852. Т. 1, вып. 1. С. CXXXVIII–CXXXIX.

Для отдельных томов и др. из собраний сочинений:

8. Толстой Л. Н. Собр. соч. В 10 т. Т. 5. М., 1995. 535 с.

9. Толстой Л. Н. Письмо к С. А. Берс от 10.11.1898 // Собр. соч. В 10 т. М., 1995. Т. 5. С. 398.

Для архивных документов:

10. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 133. Д. 266. Л. 175–177.

Для электронных ресурсов:

11. История предприятия РУЭСП «Днепробугводпуть». [Электронный ресурс]. URL: https://www.dneprobug.by/about/history/ (дата обращения: 21.01.2020).

Список наиболее часто встречающихся замечаний к рефератам по результатам их проверки в прежние годы:  https://math.msu.ru/sites/default/files/2023_zamechaniya_k_referatam.pdf

Список классических математических сочинений для реферирования

Список литературы по истории математики

Лекция от 5 сентября 2024 г.

Лекция от 12 сентября 2024 г.

Лекция от 19 и 26 сентября 2024 г.

Лекция от 3 октября 2024 г.

Лекция от 10 октября 2024 г.

ЗАЧЕТ ПО ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ

Список вопросов к зачету по истории математики

 


МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ ПО ИСТОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ МЕХАНИКИ для магистрантов 2 года (лектор -- Чиненова В.Н.)

О дополнительных консультациях Чиненовой В.Н. для магистрантов–механиков 2-го г.обучения будет объявлено позже.

 

Лекция 1 от 2 сентября 2024 г.  https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya_1-02-09.pdf

Лекция 2 от 9 сентября 2024 г.  https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya-2-09.09.-2024_1.pdf

Лекция 3 от 16 сентября 2024 г. https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya_3-16-09.2024_1.pdf

Лекция 4 от 23 сентября 2024 г. https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya-_4-_23-09_4.pdf

Лекция 5 от 30.09 https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya_5-30-09-24_1_1.pdf

Лекция 6 от 7.10 https://math.msu.ru/sites/default/files/lekciya_6-07-10_2_0.pdf

 

Список вопросов к зачету по истории механики

Первоисточники, рассматриваемые в курсе.

При выставлении зачета учитывается реферат первоисточника, оформленный в соответствии с требованиями, указанными на лекциях..

Список первоисточников, рекомендуемых для реферирования:

Лагранж.Ж. - Аналитическая механика.М.-Л. ГОНТИ ЗЗТИ СССР 1938.Т.1, 2-е изд.1950.

Ньютон И.-Математические начала натурльной философии.М.Наука. 1989.

Гюйгенс Х.- Маятниковые часы //В кн. Три мемуара по механике. Изд-во АН СССР. 1951.

Эйлер Л. -Основы динамики точки. М.-Л. ГТТИ. 1938.

Галилео Галилей.- Избранные труды в двух томах. М.: Наука. 1964

Реферат должен в себя включать:

     1) рассказ об авторе;

     2) рассказ о книге (история создания, содержание, основные достижения) со ссылкой на источник;

     3) мотивация выбора раздела для конспектирования;

     4) содержание раздела;

     5) основные результаты, описанные в разделе (можно, например, посмотреть в учебнике, главные достижения

автора первоисточника).

 


 

МАТЕРИАЛЫ К СПЕЦКУРСУ проф. ДЕМИДОВА С.С.  по ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ в России.

Осенний семестр 2024 года.

Приобщение России к европейской науке (в том числе математике) Нового времени произошло в ходе реформ Петра Великого – математику допетровской Руси следует рассматривать как явление средневековой математической культуры. В созданной по воле Петра Петербургской Академии наук особое место было уделено математике и математическим наукам. Действенный импульс её развитию в стране придал один из первых петербургских академиков Леонард Эйлер. Однако первые крупные достижения собственно российской математической мысли появились лишь в 30-ые годы XIX века (Н.И. Лобачевский).

Заметным явлением в Европе русская математика стала лишь в последней трети XIX столетия (это, прежде всего, П.Л. Чебышев и его ученики). Каким образом, вопреки драматическим для страны событиям гражданской истории ХХ века – революциям, гражданской войне, разразившейся в ходе Первой мировой войны, наконец, Великой Отечественной войне – к середине ХХ века отечественная математика выросла в одну из определяющих сил математики мировой?

       Пытаясь ответить на этот вопрос, мы рассмотрим процесс развития математики в стране как научной и образовательной дисциплины с 20-ых годов XVIII до 80-ых годов ХХ столетия в контексте развития мировой математической мысли. Мы попробуем взглянуть на него как в плане истории идей, так и в аспекте социальной истории, то есть как развитие института, взаимодействовавшего с другими государственными учреждениями и общественными организациями, во взаимосвязи с различными сторонами культурной жизни общества.

Особое внимание будет уделено процессу зарождения и становления Советской математической школы – одной из ведущих мировых математических школ второй половины ХХ века.  В частности, будут рассмотрены вопросы о философском контексте развития российской математической мысли (идеи Н.В. Бугаева, П.А. Флоренского, Н.Н. Лузина и др.), идеологической атмосфере в советском математическом сообществе – борьба с егоровщиной, «дело академика Н.Н. Лузина», борьба с инакомыслием в 60-е годы и др.), о триумфе Советской математической школы в 60-е годы ХХ столетия.

Спецкурс будет читаться по пятницам. Начало лекций в 17.00

Первая лекция будет прочитана online 4 октября в Google Meet по ссылке https://meet.google.com/qki-gtyx-mez .

Для того, чтобы воспользоваться этой ссылкой без лишних проблем, Вы должны находиться в Google-аккаунте. Просьба указывать при входе свое настоящее имя.

В дальнейшем лекции будут читаться попеременно как on line, так и в очном режиме.

 

 


 

 

МАТЕРИАЛЫ К СПЕЦКУРСУ ЧИНЕНОВОЙ В.Н. по ИСТОРИИ МЕХАНИКИ В РОССИИ

Развитие механики в России в XVIII – начале XX вв.

     В спецкурсе освещаются основные направления развития механики в России к началу XVIII в., организация Петербургской академии наук, роль М.В. Ломоносова в организации университетов России. Анализируются труды ученых Петербургской и Московской школ механики. Рассмотрено появление и развитие новых научных направлений (аэро- и гидромеханика, теоретическая группа ЦАГИ, зарождение газовой динамики, теории машин и механизмов, теории упругости и т.д.) и возникновение научных школ.

     В предлагаемом спецкурсе освещается развитие механики, как в области теоретических исследований, так и инженерной практики в их диалектическом взаимодействии. Дается общий обзор развития механических искусств и механики в России. Анализируется научное творчество в области механики М.В. Ломоносова, Л. Эйлера, М.В. Остроградского, П.Л. Чебышева, О.И. Сомова и других ученых, трудами которых была создана отечественная механика. Показан вклад в развитие механики ведущих ученых России Н.Е. Жуковского, С.А. Чаплыгина, А.М. Ляпунова, заложивших основы советских научных школ механики. Рассматриваются также некоторые вопросы приоритета отечественной науки. Таким образом, создается цельная картина становления и развития механики. При этом развитие механики освещается в ее взаимосвязи с иными научными и техническими направлениями.

     При изложении факты истории механики и техники увязываются с фактами общей истории культуры. Рассматривается культурно-экономическая обстановка в России (начиная со второй половины VII века), реформы Петра I в области образования и просвещения науки, создание Петербургской Академии наук и Петербургского университета). Освещаются основные предпосылки создания Московского университета (М.В. Ломоносов, И.И. Шувалов), организация кафедры механики (Н.Д. Брашман, Ф.А. Слудский, В.Я. Цингер, А.Ю. Давидов), первых лабораторий и создание специальных кафедр. Показано появление и развитие новых научных направлений (аэро- и гидромеханика, теоретическая группа ЦАГИ, зарождение газовой динамики, теории машин и механизмов, теории упругости и т.д.) и возникновение научных школ.

 


 

МАТЕРИАЛЫ к семинарским занятиям ПО ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ для студентов факультета психологии (Смирнова Г.С.)

Основной задачник, который необходим для выполнения домашних работ по высшей математике в осеннем семестре: 

          Ефимов, Демидович и др. Сборник задач по математике для втузов. Ч. 1.

Семинар 11-18 сентября 2024 г.

Семинары 25 сентября и 2 октября 2024 г.

Семинары от 2 и 9 октября 2024 г.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А,

которой можно воспользоваться при подготовке к экзамену по высшей математике:

1. Кудрявцев, Демидович. Краткий курс высшей математики 

              Обращаю ваше внимание на то, что в курсе Кудрявцева, Демидовича

          1) есть не все, что требуется в соответствии с программой экзамена;

          2) определение определенного интеграла дается не так, как было в вашем курсе лекций. На экзамене нужно отвечать этот вопрос в соответствии с лекциями О.В. Александровой, т.е. определять определенный интеграл через предел интегральных сумм. Найти необходимый материал можно, например, в книге Никольского, т.1.

2. Никольский. Курс математического анализа, т. 1  

3. Архипов, Садовничий, Чубариков. Курс лекций по математическому анализу

4. Бермант, Араманович. Краткий курс математического анализа для ВТУЗов

Консультация Смирновой Г.С. к экзамену по высшей математике состоится в январе в 11.00 в Google Meet по ссылке https://meet.google.com/okd-tqzw-xrb  . Для того, чтобы воспользоваться этой ссылкой, Вы должны находиться в Google-аккаунте.

Материалы консультации по математическому анализу 15 января 2024 г. 

Фундаментальная система решений однородной системы    

Разложение вектора по базису   

Теорема Кронекера-Капелли