Дискуссии

Открытое письмо всем, кого тревожит состояние среднего образования в нашей стране.

Цель письма – поддержать тех, кто пытается изменить теперешнюю ситуацию со школьным образованием в нашей стране.

Среднее образование – основа будущего нашей страны. Главная беда, по нашему мнению, в том, что четко не сформулирована государственная концепция средней школы - назначение средней школы и, как следствие, чему учить и как учить.

Попробуем сформулировать эту концепцию в очень краткой форме. Заранее скажем, что эта формулировка не является ни новой, ни оригинальной, и она, по-видимому, в той или иной форме разделяется большинством общества. В качестве примера приведем выступления по этому поводу Г.А. Зюганова, но наше одобрение этих выступлений не означает одобрения взглядов и доктрин компартии. Заметим также заранее, что сказанное ниже противоречит официально существующему сегодня.

Главное в средней школе – это вовсе не подготовка школьников в вузы, хотя такую функцию как побочную школа, разумеется, должна выполнять. Школа, прежде всего, должна давать образование, позволяющее выпускнику широко и достаточно глубоко воспринимать современный мир, развивать свои способности, сознательно участвовать в преобразовании этого мира, формировать гражданина своей страны. То, чему учит средняя школа, в основе своей не повторяется и не развивается в высшей школе. То, что в ней получено – это багаж на всю оставшуюся жизнь, и хорошо, если выпускник развил в себе в процессе обучения способность преумножать этот багаж. Вопрос, понадобятся ли в жизни полученные в школе знания, некорректен. Широкое образование – всегда база для узкопрофессионального. Кажется очевидным, что образование в школе должно включать в себя набор базовых предметов, изучение которых обязательно. Этот набор включает в себя математику, физику, химию, информатику, биологию, русский язык, иностранный язык, историю и литературу. Особо следует сказать о двух последних предметах. Они должны изучаться не по остаточному принципу, а наоборот, должны быть приоритетными по количеству учебных часов. Они и только они воспитывают в молодом человеке ответственность за то, что делается в стране, любовь к ней, по-иному - способствуют формированию в нем гражданских чувств. Мы уверены: если организовать полнокровное изучение в школе этих предметов, будет меньше тех, кто уезжает в другие страны на ПМЖ.

Преподавание литературы, по-видимому, следует осуществлять по-другому, чем остальные предметы. Это должна быть именно литература, а не ее филологическая история. В соответствии с возрастом необходимо отобрать такие произведения, в которых наиболее глубоко исследуются главные человеческие проблемы, произведения, в которых соответствующими средствами отображается судьба нашего народа и ее влияние на отдельную личность. Нельзя забывать об эстетической стороне дела, в частности, следует включить в программу обучения лирическую поэзию. Заметим, что некоторые из учебников в той или иной степени удовлетворяют этим пожеланиям.

Нижеследующие требования к изучению истории повторяют в основе своей сказанное в публичных дискуссиях на эту тему. При изучении истории в первую очередь должны найти отражение переломные моменты и особенно глубоко должна быть представлена история 20 века, в частности, наконец, следует создать для школы грамотную историю первой мировой войны, революции, гражданской войны, советской власти. Истинные герои истории -не только защитники отечества, но и те,  чья созидательная (в различных формах) деятельность способствовала процветанию России. Поэтому в учебниках таким людям следует посвятить целые разделы. И конечно, история должна быть честной, освобожденной от мифов и основана на фактах и документах. А для того, чтобы история не была проникнута духом нигилизма, в состав авторского коллектива должны быть включены по настоящему преданные нашему отечеству люди. Вопрос в том, как их отобрать.

По каждому из базовых предметов должны быть организованы полноценные обязательные экзамены. Этим уравниваются в правах все базовые предметы. Дополнительное более углубленное изучение отдельных предметов в специализированных школах ни в коем случае не должно осуществляться за счет базовых предметов.

Вопрос, чему учить и как учить, не должен заменяться вопросом, как контролировать обучение извне. Второй вопрос никак не должен влиять на первый. Заметим, что структурно (мы здесь не говорим об идеологии) образование в Советском Союзе и в царской России существенно ближе к описанной выше схеме, чем то, что есть в настоящее время.

Особое внимание следует обратить на подготовку педагогических кадров. В первую очередь следует пересмотреть программу преподавания в педвузах литературы и истории.

Для реформирования среднего образования либо должна быть создана государственная комиссия, не зависимая от чиновников министерства образования, либо состав теперешнего министерства образования должен быть кардинально изменен.

В.В. Александров, заведующий кафедрой МГУ, доктор физ.-мат. наук,
                            дважды лауреат государственных премий
 Н.А. Парусников, заслуженный профессор МГУ, доктор физ.-мат. наук,
                           лауреат премии правительства РФ
 С.С. Лемак,         профессор МГУ, доктор физ.-мат. наук,
                           лауреат государственной премии
 Ю.В. Болотин      профессор МГУ, доктор физ.-мат. наук
 А.И. Матасов       профессор МГУ, доктор физ.-мат. наук
 

Контактный телефон: 8 495 939 59 33  по средам после 16:00